Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря.

Урна. Этрурия II век до н. э. Жёлто-серая глина; следы красной, синей, жёлтой, чёрной краски.
Франческо Ксанто Авелли. Поединок Ахилла с Гектором. Италия, Урбино. До 1531 года. Майолика; роспись.
Конский налобник. Германия. Первая треть XVI века. Сталь; ковка, шлифовка, полировка, травление.
Жак Ле Шайё по рисунку Жан-Жака Периссена. Ранение Генриха II на турнире 30 июня 1559 года. Франция. 1569–1570 годы. Бумага; ксилография.
Полудоспех. Антон Пеффенгаузер. Германия, Аугсбург, около 1591 г.
Трёхчетвертной доспех. Мастерская Ганса Ринглера. Германия. Первая треть XVII в.
Жак Куртуа, прозванный Бургиньон. Сражение у стен города. Франция. Середина XVII века. Холст; масло.
Колет аркебузира с горжетом и перевязью с берендейками. Западная Европа. XVII в.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Голиаф. Голландия. 1655 год. Бумага; гравюра офортом, резцом и сухой иглой.
Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря.
Мастерская Яна Реса II. Шпалера Портик с двумя вазами и гербом Ришелье. Фландрия, Брюссель. 1614–1622 годы. Шерсть, шёлк.
Сальватор Фабрис. Об обороне, или Наука оружия (на итальянском языке). Копенгаген. 1606 год. Бумага, пергамен, картон; печать, гравюра на дереве, гравюра на меди.
Двойная шпага в ножнах. Испания. XVII в.
Стилеты. Италия. XVII в.
 Щиток шпаги с изображением сцены дуэли. Западная Европа. XVIII в.
Шпага с декором из янтаря, в ножнах. Франция, Париж. 1765 год. Янтарь, золото, сталь, кожа; резьба, чеканка, шлифовка, пунцирование.
Шпага с декором из янтаря, в ножнах. Франция, Париж. 1765 год. Янтарь, золото, сталь, кожа; резьба, чеканка, шлифовка, пунцирование.
Колесцовый замок. Западная Европа. XVII век. Сталь; инструментальная работа.
Кремнёвые пистолеты. Германия. около 1780–1790 гг.
Мастер Иоганн Конрад Букендаль. Седло с ольстрами, принадлежавшее императрице Екатерине II. Санкт-Петербург. 1763 год. Кожа, металл, шёлк, галун, холст; вышивка, ручная работа.
Мундирный костюм императрицы Екатерины II по форме гвардейской пехоты: верхнее платье и юбка. Россия. Конец 1780-х годов. Шёлк, золочёный галун, дерево (основа пуговиц), бронза; золочение, плетение, ручная работа.
Детские фехтовальные рапиры. Россия, Златоуст. 1827 г.
Дуэльный гарнитур. Мастерская Иоганна Адама Кухенрейтера. Германия. Первая половина XIX в.
Дуэльный гарнитур, принадлежавший в. к. Михаилу Павловичу Бельгия. Около 1840 г.
Дуэльный гарнитур. Мастер: А. С. Бабякин. Россия, Тула. Около 1840 г.
Портрет великого князя цесаревича Александра Николаевича. Москва (?). Около 1827 года. Бумага; литография.
Пара шпаг с трёхгранным клинком. Западная Европа. Вторая половина XIX в.
Василий Алексеевич Дурасов. Дуэльный кодекс. Санкт-Петербург. 1912 год. Бумага, картон, коленкор, кожа; печать, золотое тиснение.
Герб корпорации Fraternitas Arctica (корпорация рижского политехникума, основана в 1880 году). Российская империя. Начало XX века. Дерево, краска; резьба, роспись.
Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря.
Выставка рассказывает о зарождении, развитии и упадке, традициях и правилах, причинах и поводах поединков чести с античных времён до середины XX века.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 28 июня, 2025 (Весь день) по воскресенье, 2 ноября, 2025 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Николаевском зале открыта главная эрмитажная выставка сезона — «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря». В энциклопедической манере она рассказывает о зарождении, развитии и упадке, знаменитых участниках и их трагедиях, атрибутах, традициях и правилах, причинах и поводах поединков чести с античных времён до середины XX века.
«Это увлекательный рассказ о важном принципе политики и культуры, проходящий через века. Риск, умение и жертва двух людей решают судьбу многих. Постепенно диапазон "судьбы" снижался, но сохранялось острое ощущение ответственности за слово и поступок. Даже "щадящие" типы дуэлей исходят из символической роли готовности человека жертвовать собой. Принцип "единоборства" как решения проблемы можно увидеть во многих событиях всех времён. Дуэль — крайнее воплощение идеи личной ответственности человека, даже если она происходит на театральной сцене. Знаменитые дуэли — прекрасный ориентир в истории мировых и идейных конфликтов и по сей день», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Выставка предлагает особый взгляд на историю европейской цивилизации. В мономахиях античных царей и полководцев вершились судьбы древних народов, средневековая традиция знаменита судебными поединками («Божьими судами») и рыцарскими турнирами, Возрождение подарило человечеству дуэли в современном их понимании. На протяжении следующих четырёх столетий к барьеру выходили достойнейшие представители своих обществ: аристократы, офицеры, театральные деятели, писатели и художники. Стремясь защитить свою честь, они нередко платили за это стремление жизнью.

Пространство самого большого зала Зимнего дворца условно поделено на две части — «европейскую» и «российскую». Экспозицию открывают античные мономахии (от лат. μονομαχία — единоборчество), бывшие кульминацией сражений как в эпосе, так и в реальной практике архаической войны: поединки Ахилла и Гектора, Горациев и Куриациев, гладиаторские бои. В этом разделе представлено оружие, шлемы, кирасы и вазы с росписями, повествующими о знаменитых мономахиях.
История военных поединков в Европе берёт начало в XIII веке. Тогда появляются рыцарские турниры, сформировавшие своеобразный кодекс чести — представление о благородном и равном единоборстве по определённым правилам. В эпоху позднего Средневековья складывается и традиция военных поединков: подобно античным героям, благородные рыцари искали противника в стане врага, чтобы в честном бою сразиться с ним и доказать свою храбрость.
Родиной дуэли считается Неаполитанское королевство. Огромное число военных, оставшихся без занятия после Итальянских войн (1494–1559), принесли в гражданское общество обычай решать споры при помощи оружия. Вскоре дрались уже все — от студентов университетов и профессиональных солдат-простолюдинов до дворян и высших титулованных особ. Во второй половине XVI — XVII веке дуэльная лихорадка охватывает Францию, где только за 20 лет правления Генриха IV (1589–1610) на дуэлях погибли от 8 до 16 тысяч дворян.
Большое внимание на выставке уделено истории фехтования. Первые фехтовальные трактаты появились в позднесредневековой Германии, а в XVI веке из гимнастики, анатомии и геометрии возникли итальянская и испанская школы фехтования. Развитию фехтовальной традиции сопутствовало совершенствование вооружения и защиты: тяжёлые короткие шпаги уступают место сначала изящным рапирам с полностью закрытой гардой, надёжно защищающей руку, а символом «Галантного века» уже становится короткая и лёгкая шпага, позволявшая наносить ювелирно точные, молниеносные удары.
В XVI веке появляются первые пистолеты, которые долгое время остаются принадлежностью исключительно всадников. В следующем столетии пистолетам находится применение на дуэлях: привыкшие к действиям в конном строю офицеры зачастую предпочитали решать верхом на лошади и вопросы чести. В 1770-х годах английские оружейники приступили к изготовлению дуэльных гарнитуров, представляющих собою пару идентичных пистолетов с принадлежностями в специальном ящике; применение таких пистолетов служило гарантией равенства возможностей участников поединка. До 1820-х годов эти пистолеты оснащались кремневыми замками; затем их сменили более надёжные капсюльные. Дуэльные гарнитуры изготовлялись вплоть до начала Первой мировой войны, лучшие мастера стремились не только к техническому, но к эстетическому совершенству своих изделий. В их числе мы находим подлинные шедевры оружейного искусства.

В Россию дуэль приходит за двести лет до поединка Пушкина с Дантесом — первый известный нам поединок состоялся 6 июня 1637 года. Долгое время схватки оставались уделом наёмников-иноземцев: «русской» дуэли пришлось ждать до весны 1753 года. Жалованная грамота дворянству 1785 года, закрепившая привилегии благородного сословия, привела к всплеску числа поединков в России: с обретением феодальных прав благородное сословие прониклось сознанием своей рыцарской чести, и дуэльная традиция, ещё находившаяся в стадии формирования, вылилась в настоящее поветрие.
Поводы для вызова на дуэль в Российской империи были самые разные. К барьеру выходили из-за служебных конфликтов, национальных и политических разногласий, из‑за прекрасных женщин, из-за порции мороженого… Память о курьёзах и драмах этих поединков хранят показанные на выставке дуэльные гарнитуры, живописные портреты и графика.
Отдельный раздел экспозиции посвящён национальной трагедии — гибели на поединках великих русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. На выставке впервые экспонируется комплекс документов, относящихся к истории бытования дуэльного гарнитура фирмы Baucheron‑Pirmet, приобретённого В. П. Охотниковым (1814–1888) в 1842 году: их владелец был твёрдо уверен, что на этих пистолетах Пушкин стрелялся с Дантесом. Эти пистолеты хранятся ныне во Всероссийском музее А. С. Пушкина; на выставке демонстрируется пара аналогичных пистолетов той же фирмы из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Посетители также увидят рисунок, изображающий дуэлянтов, из юнкерской тетради Михаила Лермонтова.
Выставка в Николаевском зале рассказывает об ещё одной дуэли известных русских поэтов — Николая Гумилёва и Максимилиана Волошина: лишь по счастливой случайности окончившегося бескровно поединка, в котором современники склонны были усматривать водевильные черты.
К середине XIX века в студенческих корпорациях на фоне увлечения романтическими рыцарскими идеалами набирает популярность особый, несмертельный вид дуэли — мензура. По её правилам противники должны были стоять неподвижно, движения производились исключительно кистью; уклоняться от ударов было нельзя, разрешалось только парировать удары собственным оружием. Поединок продолжался до первого рассечения, после которого оба участника, если в бою они проявили доблесть, признавались достойными чествования. Шрамы, полученные на такой дуэли, были предметом гордости, а её участники потом нередко становились закадычными друзьями.
Через студентов немецкого происхождения мензура вскоре попадает в Прибалтику. Широкой публике будет впервые представлен уникальный защитный костюм для мензурной дуэли из собрания Эрмитажа, использовавшийся в одной из балтийских студенческих корпораций в 1912–1913 годах, где он принял участие как минимум в семи поединках.
Экспозицию завершает едва ли не последний поединок с участием русского дуэлянта. 30 марта 1958 года в Нормандии перед объективами многочисленных кинокамер со шпагами в руках встретились на фоне творческих разногласий два выдающихся деятеля балетной сцены — известный импресарио, 73-летний маркиз Жорж де Куэвас и знаменитый хореограф Серж Лифарь, которому на момент дуэли было 54 года. Через семь минут боя Куэвас оцарапал Лифарю предплечье. Дуэль была прекращена, соперники пожали друг другу руки. В англоязычной прессе этот поединок был охарактеризован словом «performance».

Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Военно исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны РФ, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, Всероссийского музея А. С. Пушкина, Государственного историко культурного музея-заповедника «Московский кремль», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.
Куратор выставки — научный сотрудник отдела «Арсенал» Надежда Ростиславовна Бискуп. Научный консультант выставки — ведущий научный сотрудник Виктор Михайлович Файбисович.
Издательством Государственного Эрмитажа будет подготовлен научный иллюстрированный каталог выставки.

Материалы из архива: