Картоны к росписям Исаакиевского собора.
В зале №15 открылась выставка картонов к росписям Исаакиевского собора: 18 масштабных произведений и ряд эскизов, созданных Карлом Брюлловым, Федором Бруни и Петром Басиным. Русский музей обладает уникальным по полноте комплексом подготовительных материалов к росписям собора, которые отражают рождение замысла и сложность творческих поисков.
«[…] Не опасаясь, скажу, – писал создатель Исаакиевского собора Огюст Монферран, – что гг. Брюллов, Бруни, Басин украсят внутренность Исаакиевского собора так, что оная в красоте превзойдет храмы, сооруженные в последнее время. Счастлив архитектор, которому будут способствовать подобные художники».
Карлу Брюллову предстояло расписать главный купол собора, Федору Бруни – своды центрального нефа и часть аттика, Петру Басину – приделы Св. Александра Невского, Св. Екатерины и также создать росписи в аттике. После болезни Карла Брюллова в 1848–1854 годах Басин исполнил не только росписи для главного купола, но также и картоны к ним, в частности «Лобзание Иуды» (1848–1850) по эскизу Брюллова, и завершил картон «Се человек» (1843–1850). Комплекс картонов Федора Бруни в коллекции Русского музея, его произведения «Всемирный потоп» (1844-1845), «Страшный суд» (1844-1845), «Видение пророка Иезекииля» (1844-1845) составляют одну из самых значительных страниц в истории русской монументальной графики середины XIX века.
Картоны к росписям Исаакиевского собора длительное время не экспонировались, и специально для выставки реставраторы Русского музея провели ряд мероприятий, чтобы посетители могли увидеть редкие графические шедевры в их наилучшем состоянии. Была произведена работа с осыпями и потертостями красочного слоя. На пяти экспонатах, в том числе на произведении Федора Бруни «Поклонение царей земных царю небесному» размером 243 х 222 см, были выполнены тонировки акварельными красками.
Представленные в экспозиции картоны и эскизы позволяют увидеть замысел, который не был полностью реализован живописцами в пространстве Исаакиевского собора. Помимо этого, расположение картонов в просторном интерьере зала Михайловского дворца дает возможность с близкого расстояния рассмотреть детали, увидеть соотношение фигур и выражения лиц героев произведений, почувствовать драматизм изображенных сюжетов.















































