Максим Ушаков-Поскочин.

Даты проведения: 
с 23 июня 2013 по 6 июля 2013
Адрес: 
Большая Морская ул., д. 38
Санкт-Петербкрг
Россия

Выставка работ художника М.В. Ушакова-Поскочина, приуроченная к его 120-летнему юбилею.
Максим Владимирович Ушаков-Поскочин (1893-1943), широко известный в довоенные годы талантливый представитель ленинградской школы книжной графики, был современником и товарищем выдающихся мастеров печатных изданий – В. Лебедева, Д. Митрохина, В. Конашевича, К. Рудакова, С. Чехонина.
После окончания Академии художеств в 1924 году и до его ареста в 1941-м по ложному политическому доносу, им, за сравнительно небольшой срок самостоятельной работы в центральных издательствах Ленинграда, Москвы и Государственного Эрмитажа, было оформлено свыше двухсот книг.
Наибольшее число оформленных изданий пришлось на середину 1920-х годов. Дешевые и доступные книжки справочного содержания, предназначались для крестьян и ремесленников. Обложки книг имели красочное и понятное истолкование содержания за счёт точного и узнаваемого художественного образа. Простыми средствами художник помогал читателю по обложке распознать, о чём пойдёт в книге речь. Не чурался Максим Владимирович оформлять песенники и другую клубную литературу.
Среди работ, характеризующих творческие достижения Ушакова-Поскочина, следует назвать восьмитомное издание Вильяма Шекспира, заставки к роману Н.Г. Чернышевского «Пролог», «Сборник избранных былин», два полных собрания сочинений М.Ю. Лермонтова. С особым интересом художник работал над сатирами Ювенала и не менее острым произведением классика украинской литературы И.П. Котляревского «Энеида». Гравюры-заставки к этой книге можно считать вершиной творчества Ушакова-Поскочина.
С годами заметно движение к более высокому исполнительскому мастерству. Переплёт и обложка в его руках становятся более строгими, лаконичными. Во внешнем убранстве и иллюстрациях всё чаще применяется гравюра на дереве. Всё говорило о том, что Максим Владимирович мастер яркий и перспективный.
Когда в начале Великой Отечественной войны враг стремительно продвигался к Ленинграду, Максим Владимирович, имея за плечами опыт первой мировой войны, записался в народное ополчение. Но репрессивный аппарат НКВД методично работал, разоблачая мнимых врагов народа, заполняя лагеря и тюрьмы подлинными патриотами. Через полтора года после ареста художник скончался в одном из лагерей под Карагандой, не дожив до 50 лет. В 1956 году он был посмертно реабилитирован.

Материалы из архива: