Античный фасон.

Даты проведения: 
с 20 декабря 2012 по 30 марта 2013
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже открыта выставка "Античный фасон" русского императорского фарфора второй половины XVIII века" из традиционного цикла "Поднесение к Рождеству". Еще в XVIII веке под Рождество в залах Зимнего дворца демонстрировались лучшие изделия, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Очередная, одиннадцатая, выставка цикла посвящена теме влияний античного наследия на русский императорский фарфор второй половины XVIII столетия – "золотого века" Екатерины Великой.
В XVIII веке в Европе возникает широкий интерес к наследию Древней Греции и Древнего Рима. Ориентация на античность как эталон всего совершенного в искусстве способствовала развитию в русской архитектуре, скульптуре и живописи стиля классицизм. Классические образцы стали использоваться в качестве примеров и для изделий декоративно-прикладного искусства.
Собрание Государственного Эрмитажа позволяет достаточно полно проследить эволюцию художественных особенностей екатерининского классицизма на примере русского фарфора второй половины XVIII века. Именно в этот период сформировался так называемый "античный фасон" (или "антик-фасон"). При Екатерине II деятельность Императорского фарфорового завода во многом определялась личным вкусом и пристрастиями императрицы.
Главной фигурой, воплощавшей в русском фарфоре идеалы классицизма и триумф "Российской Минервы", был французский скульптор Жак-Доминик Рашетт. В его мастерской копировали антики, производили уменьшенные копии с известных произведений европейских скульпторов Э. Бушардона, Клодиона (Клода Мишеля), А. Кановы, И.Г. Даннекера, русского мастера Ф.И. Шубина, тиражировали античные образцы с печатных источников, создавали ассоциативные пластические аллегории, а также антикизированные портреты Екатерины II и членов императорской семьи. Отдельные фигуры и целые композиции ("Эрато", "Амур и Психея", "Свободная любовь") выполнялись в основном из белого матового бисквита, который как нельзя лучше следовал устойчивому мифу о беломраморной античности.
Некоторые проекты Рашетта приобрели особую оригинальность и самостоятельность. К таким работам относится скульптурная группа "Ясский мир", известная также под названиями "Заключение мира" или "Апофеоз России". Произведение олицетворяет мирный итог Русско-турецкой войны (1787-1791), завершенной двусторонним соглашением, подписанным в городе Яссы. Главный герой – сама Екатерина в образе восседающей на ладье античной богини. В XVIII веке подобные фигуры могли украшать императорский парадный стол, входя в состав пластических сюрту-де-таблей.
Яркие примеры использования античных форм и орнаментальных мотивов дают русские фарфоровые сервизы последней четверти XVIII века. Так, в художественное оформление Арабескового и Яхтинского сервизов введены росписи, имитирующие камеи, а Кабинетский и Юсуповский сервизы украшены миниатюрами с архитектурными изображениями (в том числе и античных руин), выполненными с гравюр Д.-Б. Пиранези, Дж. Вази де Корлеоне, Дж. Паоло Панини и других мастеров европейского неоклассицизма, чье творчество испытало влияние искусства Древней Греции и Древнего Рима.
В росписях русского фарфора нашли отражение различные виды античного искусства – глиптика, скульптура, керамика, архитектура, живопись, цветной камень, мозаика. Древние образцы вызвали в прикладном искусстве развитие новых художественных направлений, в том числе "помпеянского" и "этрусского" стилей. Уникальной в эрмитажной коллекции является чайная пара с росписью в "этрусском стиле". На чашке представлены стоящие у жертвенника юноша с диском и богиня с факелом, на блюдце – популярная в искусстве классицизма сцена пленения Пана тремя вакханками. Бежево-палевые изображения на темно-коричневом фоне подражают технике древнегреческих краснофигурных сосудов.
Выдающимся технологическим достижением мастеров Императорского фарфорового завода стали вазы "греческого фасона", стилизованные под античные сосуды: амфоры, кратеры, лекифы и пр. Древние глиняные формы, как и выполненные на них виртуозные росписи, стали художественными эталонами для искусства последующих веков.
К шедеврам русского антикизированного фарфора относится кобальтовая ваза, исполненная в честь тезоименитства Екатерины Великой. Вазу венчают триумфальные шлем и меч как атрибуты воинственной богини Афины (Минервы), с которой часто сопоставлялась сама русская императрица. В основе вазовой формы лежит античный кратер, который практически скрывается под обилием таких декоративных элементов, как ручки-змеи, плетенка, пальмовые листья, лавровые венки и пр.
Орнаментика русского фарфора второй половины XVIII века, как правило, является отражением творческих переработок греко-римских, а также связанных с ними ренессансных мотивов – меандр, акант, пальметта, плющ, цветочные гирлянды, гротески и т. д. Особую группу художественных мотивов составляют скульптурные маскароны, отсылающие к античным театральным маскам. Декоративные ручки фарфоровых ваз могли исполняться в виде пластических масок Пана (или сатиров), мужских и женских лиц, а также бараньих, козлиных и львиных голов.
В период правления Павла I петербургский фарфоровый завод продолжал следовать художественным направлениям, заданным Екатериной II. Своеобразие облика павловского фарфора определила эволюция русского классицизма, направленная к большей строгости форм и декора. Силуэты предметов выпрямляются – более сглаженные формы приобретают чайно-кофейные и сервизные изделия, например, появляются аналогичные европейским "литронам" цилиндрические чашки "стаканчиком".
На выставке замечательные изделия русского фарфора дополнены подлинными предметами античности (скульптура, керамика, резные камни), а также произведениями европейского неоклассицизма (графика, фарфор). Подобный материал в свое время служил источником вдохновения для создания русского антикизированного фарфора.
Преемственность в использовании античного наследия демонстрируют и оригинальные работы ныне действующих мастеров-фарфористов. Новые проекты, объединенные темой "античность в фарфоре", отобраны специально для этой экспозиции.
Куратор выставки – Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: