Скульптор Борис Воробьев.

Даты проведения: 
с 20 декабря 2011 по 31 марта 2012
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санк-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже в рамках традиционного цикла "Поднесение к Рождеству" открыта выставка "Скульптор Борис Воробьев. Фарфор, графика", посвященная творчеству ленинградского скульптора Бориса Яковлевича Воробьева и приуроченная 100-летию со дня его рождения.
С 1936 года, одновременно с началом учебы в Академии художеств, Борис Воробьев начал работать на Ленинградском фарфоровом заводе, связав с ним свою творческую судьбу на три с лишним десятилетия. Он создал множество моделей, пополнивших Золотой фонд завода; и до сих пор многие из них тиражируются и пользуются неизменным спросом у любителей фарфора. Вопреки сложившимся академическим традициям художник сохранял верность жанру анималистики, раскрывая свои творческие возможности в самых разных материалах: фарфоре, фаянсе, керамике, стекле, дереве, металле.
На выставке представлено около 200 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, семьи художника и коллекции ОАО "Императорский фарфоровый завод".
В каждую работу художник вкладывал глубокое понимание ценности и одновременно уязвимости мира природы, серьезно и вдумчиво подходя к своим моделям. Тематический диапазон анималистической пластики автора очень широк, но своеобразным лейтмотивом творчества Бориса Воробьева можно считать образ белого медведя, к которому скульптор обращался неоднократно, достигнув наиболее чистого стилевого решения в классической группе из двух фигур: идущего и сидящего белого медведя.
Тигры и леопарды также были излюбленными персонажами пластики Воробьева. Монументальный характер скульптур "Тигр лежащий" и "Пантера" ("Ярость") демонстрируют полное владение художника материалом и формой, а также понимание характера натуры. "Пантера" отличается особой грацией и изяществом форм, заостренностью пластического рисунка. Созданная в конце 1960-х годов, она как бы подводит итог многолетней работе художника в фарфоре. В своих произведениях скульптор всегда стремился передать внутренний характер натуры так, как сам его чувствовал и понимал.
Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьева. Литературные образы, переведенные на язык фарфоровой пластики, - пластические этюды по произведениям И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, С.В. Михалкова, - стали для художника не менее важными, чем анималистические. Сразу после своего появления эти произведения вызвали большой интерес у собирателей и ценителей фарфора, став объектами повышенного спроса и коллекционирования. Имея своим прообразом литературные персонажи, скульптуры являются, тем не менее, самостоятельными художественными произведениями. Для каждой группы характерны свежесть пластического решения и отсутствие композиционных и художественных шаблонов. Все персонажи сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность.
Серия персонажей по произведениям Н.В. Гоголя ("Ревизор" и "Мертвые души"), которых часто именуют "гоголевскими типами", была создана буквально на одном дыхании, - по свидетельству самого художника, - за четыре месяца. Скульптуры имеют общее пластическое звучание - в фигурах примерно одинаковой высоты подчеркиваются, утрируются, вплоть до гротеска, черты характера, "типажности", обозначенные в прозе Н.В. Гоголя.
В пластическом цикле по рассказам А.П. Чехова, помимо персонажей, появляются сюжетные группы. "Чеховская" серия, оставаясь в рамках малоформатной мелкой пластики, демонстрирует высокое композиционное и пластическое мастерство художника.
Завершающей в серии литературных циклов стала группа скульптур по произведениям М.Ю. Лермонтова. Здесь основным художественным качеством стал принцип условности пластической формы, подчеркнутый контрастным сочетанием черно-белых тонов и различных фактур материала. Использованные художественные средства позволили передать внутреннюю драматическую раздвоенность, психологический конфликт, присущий героям Лермонтова.
Помимо авторских фарфоровых произведений из коллекции Государственного Эрмитажа и семьи художника, на выставке представлены тридцать графических работ Бориса Воробьева. Особенное впечатление производят акварели, созданные художником в 1980-х годах, в период тяжелой болезни: работая по памяти, скульптор переводит на бумагу галерею анималистических образов-воспоминаний и фантазий.
В рамках выставки художники Императорского фарфорового завода предложили свою декоративную трактовку образа белого медведя, переведя тем самым классическую форму, созданную Борисом Воробьевым, в новый нестандартный вид арт-объекта.
За анималистикой незаслуженно закрепился ярлык "несерьезного жанра". В пластике Бориса Воробьева подкупает искренний и глубокий подход к изображению. Высоко оценивая своих персонажей, он стремился поставить мир "братьев наших меньших" в один ряд с миром человеческим, или даже выше его. Цель своих творческих поисков Борис Яковлевич Воробьев видел в том, "чтобы ... "фарфоровые звери" показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее".
Куратор выставки - Ольга Борисовна Баранова, научный сотрудник Отдела "Музей императорского фарфорового завода" Государственного Эрмитажа.

Подобные материалы