Выставка «Кожа».

Ларец с изображениями фантастических животных в завитках (фрагмент) Франция (?) XIV в. Дерево; кожа, тиснение, резьба, гравировка, раскраска, золочение; металл.
Фрагмент обоев Западная Европа Вторая половина XIX в. Кожа, листовое серебро, цветные лаки, краски; тиснение, роспись.
Щит «рондаш» с изображениями фигур воинов Италия Cередина XVI в. Дерево; кожа, резьба, гравировка, тиснение; сталь, ковка; клей.
Щит «рондаш» со сценой «Цезарь, принимающий голову Помпея» (фрагмент) Италия 1550–1560 гг. Дерево; кожа, резьба, гравировка, тиснение, золочение; сталь, ковка; клей.
Фрагмент обоев Италия Фирма братьев Мора (Милан или Бергамо) Конец XIX в. Кожа, листовое серебро, цветные лаки; тиснение, роспись.
Фрагмент обоев Нидерланды Вторая половина XVII или XIX в. Кожа, листовое серебро, цветные лаки, краски; тиснение, роспись.
Фрагмент обоев Западная Европа XVII или XIX в. Кожа, листовое серебро, цветные лаки, краски; тиснение, роспись.
Художественные изделия старой Европы.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 18 декабря, 2019 (Весь день) по воскресенье, 26 апреля, 2020 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Синей спальне Зимнего дворца работает выставка «Кожа. Художественные изделия старой Европы». Эрмитаж впервые обращается к теме кожи, знакомя посетителей с искусством художественной обработки этого материала в Западной Европе.

Коллекции предметов из кожи долгое время находились в тени, визуально проигрывая на фоне драгоценностей, керамики, стекла и даже тканей, но несомненно заслуживают пристального внимания. Формировались они в основном за счет переданного Эрмитажу в 1886 году Царскосельского Арсенала и уже в 1920х–1930-х годах – музея Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица), частного собрания М. П. Боткина и других. Представленные на временной выставке 80 изделий практически неизвестны публике и после ее закрытия вернутся в фонды.

Два главных раздела выставки – резная и тисненая кожа Средних веков и эпохи Возрождения, обои из золоченой кожи XVI-XIX веков.

Оба вида ремесла появились в Кордове, столице средневековой Испании, которая и дала названия сначала козлиным шкурам растительного дубления – cordobán, а потом и золоченой коже. Техники развивались, менялся и смысл термина, который постепенно превращался в синоним любой тисненой кожи; и все чаще «кордовские кожи» считались произведенными в Испании.

Однако уже в Средние века изделия из этого материала производились по всей Европе. Во Франции, Германии, Италии ларцы и футляры для самых разных предметов, великолепное парадное вооружение украшались исключительными по разнообразию узорами, эмблемами и гербами владельцев в техниках, по сути очень близких техникам художественного металла – чеканке, гравировке, басме (один из видов тиснения: вдавливание мокрой кожи как тонкой пластины металла в форму, матрицу).

Совершенно иначе использовался материал в так называемых золоченых кожах (guadameсí): кожу покрывали серебряной фольгой, затем лаками желтых и оранжевых тонов, что и давало эффект золота, прорабатывали мелкими штампами вручную и расписывали цветными лаками и масляной краской. Испанские золоченые кожи славились во всей Европе и ценились наравне с дорогими дамасскими шелками, сходство с которыми им придавала мерцающая тисненая поверхность. Но после изгнания арабов (1492) и морисков (1610), в руках которых находилось ремесло, производство золоченых кож в Испании практически прекратилось. Изгнанные мастера переселились в Италию и Южные Нидерланды, где основали мастерские, продолжая работать в той же технике.

Кардинально облик золоченых кож изменился после 1628 года благодаря изобретению голландца Якоба Диркзона де Сварта: кожаные обои стали изготавливать при помощи печатного станка и форм с глубоким рельефом, что позволило их тиражировать. Новшество дало толчок небывалому расцвету ремесла, которое теперь черпало вдохновение в работах ювелиров-чеканщиков, перенимая их декоративные мотивы. Для золоченой кожи начался настоящий «золотой век». Масштабы производства были колоссальными, мода на кожаные обои в XVII веке простиралась до Японии и допетровской России, и тем удивительнее сейчас почти полное исчезновение даже памяти об этой эпохе. Изменились вкусы, старые интерьеры уничтожило время – и сейчас мы узнаем о них в основном благодаря архивным записям и уцелевшим фрагментам.

Во второй половине XIX века эпоха историзма вернула моду на кожаные обои - и блестящие страницы истории кожи были перелистаны вновь. Сегодня эти имитации, стилизации, парафразы и свободные фантазии на исторические темы имеют и свою собственную ценность.

Камерный характер выставки позволил лишь прикоснуться к необъятной теме кожи – коллекции Эрмитажа намного богаче и включают мебель, экипажи, книжные переплеты, и археологические материалы.

Выставка и подготовленный к ней научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2019) дают первое, но достаточное ёмкое введение в мир искусства кожи. Вступительная статья куратора выставки рассказывает об удивительных свойствах кожи, связанных с ее органической природой, и дает исторический обзор развития художественных техник и стилей.

В ходе работы над выставкой был запущен научно-исследовательский и реставрационный проект, позволивший заложить основы работы по консервации золоченых кож, который, мы надеемся, будет продолжен. Об этом вторая статья каталога, подготовленная реставраторами Лаборатории научной реставрации предметов из органических материалов.

Автор концепции и куратор выставки – Екатерина Николаевна Некрасова, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Выставка подготовлена Отделами западноевропейского прикладного искусства и Арсеналом совместно с Лабораторией научной реставрации предметов из органических материалов.

Материалы из архива: