Живая натура.

Даты проведения: 
с 2 марта 2019 по 30 марта 2019
Адрес: 
набережная реки Мойки, дом 93
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Натюрморт – только одно из направлений творчества Елены Лихацкой, однако этот жанр со временем занимает все более существенное место в ряду ее произведений. «Натюрморт» переводится как «мертвая натура», но когда смотришь на работы Елены, язык не поворачивается назвать их мертвыми. Сама режиссура и интерпретация предметов как персонажей создают живую, бесконечно подвижную среду, в которой вещи не замирают, а, наоборот, оживают и начинают действовать. Сохраняя черты реальности, они преображаются силой таланта художницы и становятся актерами ее удивительного театра.

Неизменный фольклорный колорит вносит в работы не просто животворное, но и вневременное начало. Кажущееся простодушие образов на самом деле архетипично, глубоко уходит в коренные традиции. За этим «простодушием» угадывается тепло и нежность ко всему сущему – к цветам, фруктам, игрушкам, фарфоровым фигуркам, предметам быта, словом, ко всему, что попадает в поле зрения. Неисчерпаемость образов поражает. Среди множества привычных и непривычных вещей художник устанавливает свой порядок: за кажущейся непринужденностью кроется организация пространства по всем законам композиции. Это пространство тесно заполнено, в нем легко уживаются любые предметы, любые фактуры, в любом сочетании, – и их соседство всегда выглядит внутренне оправданным и очаровательным. В натюрморт, например, вполне может впорхнуть птица, вместо фона может неожиданно открыться экзотический пейзаж.

В формах предметов Елена выделяет самое существенное, необходимое для нее, отбрасывая лишние подробности, – предельное обобщение цветка выявляет его суть, чашки-чайники-вазы обретают милые и забавные характеры, игрушки то и дело появляются как будто сами по себе, внося щемящие ностальгические ноты. Форма тондо появилась в творчестве художницы как-то очень естественно, в нее включались и сюжетные композиции, и пейзажи, и портреты, но главным открытием стали винтажные фарфоровые статуэтки: предмет искусства стал предметом изображения, фарфоровые люди стали персонажами натюрморта.

Елена использует разные техники – масло, акварель, монохромную графику, – но выделить хочется именно цвет. Он декоративен, открыт и одновременно очень сложен, а в акварелях сказочно светоносен. «Сказочно» – одно из ключевых слов о натюрмортах Елены Лихацкой, впрочем, не только о натюрмортах.
Елена Безызвестных.

Подобные материалы